Сергей Кореневский, кандидат исторических наук.
Статья из журнала "Сила духа" № 3(9) за 1996 г.
Прислала Алиса (г.Пенза)



У Бабы-Яги в избушке


В некотором царстве, может, государстве, на границе степи, перелесков и леса жила-была старушка в избушке на курьих ножках. Звали ту старушку Баба-Яга, а о подлинном имени никто не ведал. Дурная молва о той избушке шла. Но страх страхом, а посылали порой к Яге на выучку молодежь, девок да пацанов подростков. Уж больно искусна была старушка в прядении, врачевании, зельях и снадобьях, готовить умела, совет мудрый могла дать, гостей знала как принять. Поговаривали злые языки-завистники, что непослушных мальчишек Яга в печь на лопате сажает, чтобы съесть. Пугали Бабой-Ягой деток малых.


Мужики деревенские Ягу не жаловали, но пропитанье кой-какое давали, из чего бы иначе Яга пироги пекла, брагу цедила. В погребе у нее всякой снеди полно. Уважали ее за дельные рассуждения. Большой толк старушка в лошадях знала. Из паршивого жеребенка могла коня настоящего боевого вырастить. Цены потом на базаре тому коню не было. А вот деньги за свои услуги Яга никогда не брала, ни золото, ни серебро. Не было у нее сундуков с сокровищами. Жила она бедно, будто не трогали ее страсти мирские. Тропа к избушке Бабы-Яги давно заросла, заболотилась. Редкий гость к тому месту добирался по охоте или нужде великой. Не дай Бог, батюшка деревенский узнает - заругается. Князь-боярин налетит - плетьми высечет.

Устала Баба-Яга на огородах. Здоровье уже не то. Руки натружены. Да и ходить тяжело. Одна нога давно как костяная. Местный знахарь говорил, что подагра у Яги или солевое отложение какое. Ну, правды-то ему знать не дано.

Улеглась Баба-Яга на жесткую лавку, глаза закрыла и задремала. Тут и сумерки настали. Лес помрачнел. Только сполохи от черепов на частоколе вокруг избы вспыхивают и глазищи черного бабкиного кота зелеными плошками в избе мерцают. Ручной ворон на печке под потолком сидит, на кота подозрительно поглядывает. Не сожрал бы коллега ненароком. У них, котов, это запросто. Даром, что друг закадычный.

- Вась, а Вась.., Василий Тимофеевич, - прокаркал ворон с печки. - Кончай спать, все бока отлежал и так шерстью всю избу испачкал. Мышей не ловишь, зря только овсянку трескаешь. Рассказал бы лучше что про нашу бабку. В лесу о ней невесть какая молва ходит. Ты ведь у нас кот-баюн грамотный.

Кот зевнул во всю пасть. Уселся, хвост пушистый под себя подобрал. Один глаз закрыл, вторым на ворона уставился.

- Научил тебя говорить, Ворон Воронович, на свою голову. Беда теперь с твоей образованностью. Покоя нет. Ладно. Все равно у нас еще час до полуночи. А там бабка проснется, на дело полетим или явление какое будет.

Грянулся кот об пол и стал добрым молодцем, полнаучным сотрудником. Человек как человек, а чего-то не хватает. Достал он толстую книжку, смахнул с нее пыль. По привычке ладонь-лапу облизал, за ухом почесал.

от, Ворон Воронович, сказки Афанасьева, здесь все про Ягу записано. Бабка наша - фигура противоречивая, одновременно добрая и злыдень. Не легко с ее биографией разобраться. По порядку надо гипотезу излагать. Много всего о ней предки наговорили. В сюжетах есть исторические напластования, которые находят аналогии в греческой и индо-европейской мифологии.

Баба-Яга, еще как девушка, описана в сказках о молодильных яблоках. Этот цикл с древнегреческими мифами перекликается. А может дело и раньше было. Запамятовал. Я тогда еще котенком был. Жили мы с ней в лесной избушке, охраняли путь к саду с молодильными яблоками, мертвой и живой водой. Помню, сидит моя лесная красавица солнечным днем в горнице, вся прекрасная такая в платье из лесных цветов разодетая, ткет полотенце узорчатое. Тут приходит к ней ясный молодец, высок, статен, из под кудрявых волос глаза голубые озорно так, лукаво поглядывают. "Бог в помощь, - говорит, - красавица". А та раскраснелась и говорит:

"Спасибо на добром слове, богатырь заморский, что ты тут в нашем заповедном лесу ходишь, от дела лытаешь или дело пытаешь?"

Рассказал ей парень про свою трудную задачу. Надо ему домой, отцу престарелому, при смерти, живой воды и молодильных яблок принести, а где тот сад, как туда попасть, не ведает. Эх, знала красавица, что нельзя ей никому дорогу показывать к заветному саду, а помогла. Запал ей в сердце чернобровый. Утром ему поведала, что живет в том саду ее старшая сестра - колдунья сильно могучая, царь-девица называется. Она то ли сомнабула какая или во сне летаргическом целыми месяцами беспробудно все спит.

Яблоки, воду живую и мертвую можно взять у ней потихоньку, но на красоту ее не заглядываться, а то худо будет. Дала богатырю на прощанье своего крылатого коня, и исчез витязь в поднебесье.

Долго ждала лесная девушка своего путника, да так и не дождалась. Говорили потом, что не удержался он у царь-девицы, нарушил ее красоту, когда она мертвым сном спала. Возникли на обратной дороге трудности. Попал он в глубокое подземное царство, прямо к синему морю. Люди там жили огнепоклонники. Был у них обычай дикий, языческий. Каждый год отдавали царевну на съедение Змею поганому. Царь огнепоклонников стал богатыря упрашивать, чтобы тот его дочь спас. В награду обещал помочь на белый свет выбраться. Наш герой за принцессу заступился, вышел на бой во имя общечеловеческих ценностей. Сколько же можно Змею людей жрать! Встретился с чудищем у синего моря, близь жертвенной скалы, и на глазах у горемычной царевны убил Змея восьмиглавого. Затем улетел на волшебной птице к своему батюшке с лекарствами. Тут бы и сказке конец, да царь-девица в саду проснулась. Чувствует, не все в ней ладно. В погоню бросилась. Примчалась в нашу избушку и давай лесную красавицу ругать, почему к ней допустила молодца-обидчика. Не то что молодильных яблок жалко - не дал он ей полного удовлетворения

.

Да, Ворон, женские разборки - вещь суровая. У царь-девицы детки потом от того молодца народились. Но с ней-то все хорошо кончилось, пиром да свадебкой. Вернула себе доброго молодца. Царем своего царства сделала. А фея лесная так и осталась одинокой до самой своей ягинской старости.

Как же звали того богатыря? Алкид - сын Алкмены или Персей эллинский? У греков эти герои совершали схожие подвиги. Алкид ходил в сад гесперид за волшебными яблоками, а Персей такую же царевну от чудища спас. Иван? Нет, не Иван... Наш Ваня как к избе подходит, все кричит грубым голосом, редко вежливый: "Ты, бабка, сначала меня в баньке выпари, пирогами накорми, потом спрашивай". Воспитание известно какое, не греческое.

По другим сказкам представлена наша Баба-Яга больше все в образе старушки древней. Много у нее волшебных специальностей. Была когда-то Баба-Яга, видать, богиней космического масштаба. Помнишь, Ворон, сказку "Василиса Премудрая"?

Пришла как-то Василиса в темный лес к Яге огоньку на лучину позаимствовать. Стоит перед избушкой на курьих ножках, и вся от страха дрожит. На заборе перед ней черепа белеют. Их глазницы пустые огненными озерами так кругом и зыркают. Вместо ворот кости человеческие челюстями заперты. Пока Василиса в себя от испуга приходила, много времени прошло. Целый день.

Промелькнул мимо нее сначала белый всадник на белом коне, потом красный всадник на красном коне, под конец черный всадник на черном коне. Все в воротах бабкиных провалились, как в черную дыру сгинули. Тут Яга вышла на крыльцо, стала с Василисой разговоры разговаривать. Так мол и так, зачем пожаловала. Объяснила ей, что эти три всадника - утро раннее, полдень-красно солнышко и ночь темная. Все они у нее в услужении. Над всеми ее власть. В другой сказке "Марья Моревна" наша бабка на волшебной кобылице каждый день белый свет облетает. За порядком следит. Могучая была богиня Яга во времена стародавние, может еще в медно-бронзовом веке, этак 4 тысячи лет назад. Кикиморе какой или ведьме мелкой современной такое не под силу - мощности не те.

Сейчас у Бабы-Яги главное другое занятие, не космические путешествия. Почти в каждой сказке написано, что Баба-Яга вроде как сторож входа в подземное царство, то есть славянского бога Волоса владение. Живут в этом Нижнем мире у славян всякие нечисти: Кощей-скопидом, Змей трехглавый огненный, мужичок-сам с ноготок, Вихорь-колдун. Все русским людям каверзу какую сделать хотят. Души там упокойных находятся. Мир загробный у славян вроде подземелья или пастбища мыслился, как у многих из их индоевропейских родственников. Граница между Белым светом и Подземным царством - река огненная или лес дремучий. Раньше мы с бабкой у реки жили. Это я ее убедил в лес переселиться. Что прок от этой воды огненной - один дурман в голове, и рыба вся давно переварилась.

Жилище наше, изба на курьих ножках, не просто так названо. Реальный прототип имеется, погост славянский. Погост - это домик для мертвых. Туда славяне-язычники прах покойного складывали. Погосты на шестах стояли, точь-в-точь как наша избушка. И куриные ноги не зря к избе приделаны. Курица - птица священная. Из ее яйца мир появился. У Кощея смерть тоже в яйце спрятана. Во многих обрядах славянских курица присутствует. Часто ее жертвуют то богам, то еще кому. Люблю я эти жертвы, никогда ими не брезгую. На страже входа-выхода из мира мертвых бабка наша не одна поставлена. Второй охранник - Мужик-идолище. Но Иван-то все к Яге в гости норовит попасть. Конечно, кто бы его еще стал так поить да кормить, в бане отмывать.

Баба-Яга наша, если в хорошем настроении будет, может молодцу помочь на Белый Свет попасть. Орла волшебного даст, только харч мясной за счет наездника. Птицы-перевозчики из мира мертвых у славян все чаще плотоядные. Орел-то привередливый, консервы не ест, ни вискас, ни корм сухой какой-нибудь заморский. Не в пример мне. Иван на все соглашается, пешком-то до Руси, Белого Света, далеко идти.

Да, Яга наша не красавица. Вон, груди до пояса отвисли, нос большой, нога костяная, глаза уже подслеповатые. Говорят, что рог у нее изо лба торчит, так это уж слишком. Здесь ее с дивным зверем единорогом путают. Ворон, а что думаешь, почему нога у бабки костяная, а не рука там или голова. Какая разница чему костенеть? Дело тут не простое. Давным-давно, 2 тысячи лет назад или более, еще в бронзовом веке было у предков славян и балтов поверие, что есть в стопе маленькая навья косточка - суть живой души человека. После смерти навь в мертвую душу превращается. По баням живет, родственников живых не покидает. Как нога окостенела, так там, значит, живой навьи уже и нет. Покойник человек. Это поверье, может быть, еще в большую древность уходит, к тому времени, когда в Восточной Европе зародился особый культ стопы, примерно в 4-ом тысячелетии до эры Христовой. Жили в степях Волги и Днепра племена, которые хоронили своих сородичей по-особому. Клали на спину, ноги сгибали в коленях, чтобы стопы плашмя на землю поставить. Посыпали стопы охрой в знак придачи им живительной силы. Стопы, как душа человека, матери-земли касались, куда навь уйти должна со временем. Если клали покойного на спину вытянуто, то на дне могилы охрой стопы рисовали или высекали их на каменных идолах воинов-богов-пращуров.

Люди из окрестных деревень не зря Бабу-Ягу за знания о лошадях уважают. Ведь в былые времена бабка наша волшебным коневодством занималась. Чтобы с Кощеем справиться или Змея одолеть непременно волшебный богатырский конь нужен. Ну, и ходил народ к Яге за такими конями. В сказке "Марья Моревна" описан подвиг, как Иван-царевич у Яги боевого коня достал. Три дня пас Яге кобылиц, подарок выслуживал, а бабке жалко коня-то отдавать. Она Ивана все одурманить хотела, но хорошо, что помогли молодцу птицы и пчелы. Справился он с заданием. Но занервничал. В полночь украл Иван у Яги волшебного коня, который под паршивого жеребенка маскировался. Уж больно хорош конек был, вещий. Не хуже последней модели Пегаса греческого. Не поверил Иван в честное слово Бабы-Яги, что отдаст она ему добром паршивого жеребенка. Наша бабка осерчала, конечно. В погоню бросилась. Но Иван раньше по мосту через огненную реку перемахнул. Бабка за ним, только нельзя ей на Белый Свет появляться. Рухнула она с моста в огненную реку. Ничего, отошла потом, немного только ошпарилась.

Вот я и думаю, не была ли наша Баба-Яга в стародавние времена, когда коней только-только приручали, царицей древнего коневодства. Индо-европейских богинь в этой области много. Например, Афина Мудрая, славная воительница, Меланиппа-черная кобылица, тоже богиня греческая, Эпона - у кельтов. Про Афину так и написано. Обучила она людей коневодству и колесному транспорту, где-то в 3-ем тысячелетии до веры Христовой. Видишь, компания у Яги в женском коневодческом деле очень была приличная. А мы все ее за чудо потешное лесное принимаем. В ножки бы ей поклониться за приобщение к прогрессу.

Теперь пора и про имя бабкино рассказать. То, что бабкой кличут, так это из-за возраста. Стара, ничего не поделаешь. В сказке одной пишется, что ей 70 лет. Ошибаются, на много больше. Тысячи три, четыре, не меньше. Если подумать, когда на земле современной Руси зарождалось приручение коней...

Яга - слово очень древнее. Оно означает одежду из шкуры жеребенка для охоты или путешествия. Недаром Баба-Яга когда-то с жеребятами возиться любила. Может быть и прозвище от них получила. Если не веришь, Ворон, вон словарь древнерусского языка, сам почитай.

То, что Баба-Яга колдунья - это само собой. Она и травы всякие знает, и человека может вылечить. Но главное ее колдовство не в этом состоит. Ты не замечал, какую тесную связь в сказках Баба-Яга с огнем имеет. Была, знать, она когда-то огненной жрицей или хранительницей домашнего огня. До сих пор у нее щит огненный сохранился, на заборе черепа огнем полыхают не простым, а волшебным. Василису Баба-Яга тогда пожалела. Но не огонь дала на лучину, а череп с глазами-угольями. Принесла его Василиса домой. Показала мачехе-колдунье, череп ведьму вмиг и выжег до пепла, а Василису не тронул.

Огонь в язычестве славянском большую роль играл, наиглавнейшей силой был. Как сейчас помню, соберутся славянские девки да мужики на праздник Ивана-Купала в день летнего солнцестояния, через огонь начнут прыгать для очищения. Потом ждут, когда старуха придет, огонь на веточке заберет, прячутся. Вот пришла она, сунула прутик в костер. Тут как все выскочат и давай ее полынью стегать, не со зла, конечно, а по обычаю. Прогонят ведьму старую, разденутся догола и давай девки с мужиками хороводы водить, в речке купаться. А я сижу в лопухах, балдею. Смотрю, чтобы никто нашу старушку Ягу не обидел. Вмиг расцарапаю.

Бабе-Яге часто людоедство приписывают. Но ничем это в сказках не доказано. Никого в них Баба-Яга так и не съела. Пыталась, правда, в печь на лопате мальчонку или молодца засунуть, так ведь это только в память о ритуальном очищении и для проверки их сообразительности. Если бы захотела съесть, по-другому бы поступила, без мудрствований кухонных. То, что нашу избушку черепа окружают, по-всякому объяснить можно. Был в стародавние времена особый культ черепа. До сих пор он у папуасов заморских сохранился. Верили в древности, что череп от дурных сил упреждает, души предков в нем живут. Папуасы, например, как Яга, черепа на колья навешивают, чтобы свои огороды охранять. Полагаю, Баба-Яга прямое отношение к культу мертвых имела.

Ты, Ворон, почему, думаешь, она русскому Ивану все советы дает, на тот свет попасть и назад вернуться помогает? Яга же из племени прабабок славянских родом. Ну, как потомку не помочь, не чужой ведь

.

Баба-Яга прясть большая мастерица. Нередко, как заходит к ней Иван-царевич, сидит она за прялкой, нитки сучит. Недаром к ней девиц красных на выучку присылали. Клубок волшебный может Яга Ивану дать, чтобы тот дорогу ему показывал. Неспроста хозяйка наша все пряденьем занимается. Верили в прошлые времена, что в нити есть волшебная сила, связанная с судьбой человека. Мойры - богини греческие - в руках нити людских судеб держали. Оборвется нить и нет человека. Жизнь и смерть такая нить означала. Василиса Премудрая тоже в прядении большого искусства достигла, но она не Яга, из другого волшебного рода, особого.

Ох, немало плохого про нашу старушку написано. Есть наветы серьезные. В сказках порой рассказывают, как Баба-Яга по ночам к девице прилетает, молоко у нее из грудей сосет. Не верю я в эти росказни. Не наша это Яга, а ведьма какая-то под нее маскируется. Не древние это замашки, не ягинские, а ухватки нечисти нового времени. Это молодые ведьмы, которым всего-то лет триста-четыреста, любят из амбаров зерно красть, молоко укоров отнимать, на помеле через трубу летать. Что у них другой стартовой плошадки нет что ли? Переняли, небось, кое-что от нашей Яги, но не полностью. Наша Яга в сказках, как в полет собирается, на двор выходит, молодецким свистом свистит, ступу вызывает. Та перед ней вмиг оказывается. Баба-Яга в ступе, как на коне скачет. Пестом, будто плеткой, ее погоняет, за собой след помелом заметает. Чтобы Яга на одной метле летала - никогда не видел. Ступа, пест, помело - все у Яги волшебную силу имеет.

Ступа - это вообще транспорт мира Волоса. В ней не одна Баба-Яга катается. Мужичок-сам с ноготок тоже ездит. Ступа и пест в погребальные обряды давно попали, если не ошибаюсь, еще во 2-ом тысячелетии до рождения Христова жили в наших местах племена между Волгой и Днепром. Они эти вещи в могилы клали. Метла - сила очистительная, от козней мертвецов помогает. Славяне, когда родича хоронили, до кладбища за гробом путь прометали, чтобы покойник кого за собой в могилу не утащил. С другой стороны, метла оружие страшное. В сказке "Волшебный конь" богатырь как махнет метлой по противнику, так в его войске станет улица, перемахнет - переулочек.

А ты, Ворон, все хочешь из бабкиной метлы прутики себе на гнездо надергать. Поосторожней, заряжено.

Оружие в доме у Бабы-Яги всякое имеется. Может она молодцу на битву с нечистью коня боевого дать, латы, меч, палицу. Поговаривают, что и сама она воевать мастерица. Но, думаю, ей здесь качества других богинь приписывают, той же царь-девицы воительницы или Марены славянской со свойствами Афины греческой.

По характеру бабка наша не злая, но требовательная. Строга к ленивцам. За лень в обучении или работе, точно, ученицу или аспирантку какую может по косточкам разобрать и в коробку сложить. Поминай, как звали. Яга - хозяйка рачительная. Чтобы дар волшебный получить, отработать его надо. Мзды за работу Яга не берет, отдаривается. Это та еще экономика стародавняя, без злата и серебра, денег государевых. Гостеприимством Яга славится. Сначала Ивана в баньке выпарит. Да и как не выпарить. Дух-то от него такой, что мыши разбегаются. Никаким сыром не выманишь. Пирогами Ивана угощает досыта. То ли традиции Яга наши гостеприимные блюдет, то ли Ивана в доме своем к трапезе мертвых приобщить хочет. Путь-то у Ивана дальний, все к нежити всякой. Чтобы жители подземного мира его принимали за своего, не сожрали чужака с Белого Света ненароком.

А Живем мы с Бабой-Ягой в избе нелюдимо. Редко кто из родственников в гости приходит. Хотя есть у хозяйки нашей дочери и сестры, тоже ягишны. У поляков, у чехов живут среди всех славянских народов. Старушки-волшебницы наподобие Яги даже у хеттов встречаются. А хетты, Ворон, народ дальний, в Малой Азии жил во времена фараонов египетских. Правда, странное это родство хеттское, запутанное во времени. А вот про мужа Яги никто слыхом не слыхивал. Кому какое дело до таких подробностей? В родовом устройстве первобытности это вообще никого не интересовало. Главное по наследству материнскому ремесло свое дочери передать, за это почет и уважение.

Все, Ворон Воронович, утомился я, заканчиваю. Если не веришь в мои сказки, читай подлинники или в книжку В.Я.Проппа загляни. Он давно историей Яги интересовался. Я только добавил кое-что из других источников."


Кот сладко потянулся, спину выгнул. И опять из полнаучного сотрудника самим собой стал, Василием Тимофеевичем.

- Будить что ли бабку нашу, Ворон Воронович? Смотри, лунища полночная выкатила. Светло, как днем.

- Не спеши, Василий, дай Яге доспать до срока, чую вдали конь заржал, сороки раскричались.

Кот на бабкиных тапочках клубком свернуться не успел, кто-то за задней стенкой зашаркал, откашлялся и крикнул хриплым голосом, молодецким басом:

"Избушка, избушка, по вернись к лесу задом, ко мне передом".

Изба заскрипела, стала поворачиваться, раскудахталась. Кочерга об пол стукнулась, горшок с кашей с печки упал, чуть кота не зашиб. Баба-Яга на лавке встрепенулась, носом повела. "Фу-фу, не ведала, не гадала, слыхом не слыхала, опять русской костью пахнет. Иван, ты что ли? Не буянь за дверью. Небось, опять Кощей твою царевну украл, поганец. Заходи, щас разберемся, а баньку я в миг истоплю, тесто для пирогов поставлю..."


Назад к списку текстов
Hosted by uCoz