ак уж в сказках водится - что ни девица - то красавица, что ни молодец - так добрее некуда. Звери в наших лесах говорящие, змеи у нас - все Горынычи, рыбы в реке - золотые. Вода - не простая, живая и мертвая, яблоки - молодильные, горох - и тот чудесный. И за каждым пнем у нас - дива дивные, и под каждой кочкой - чуда чудные, что ни зелье - то волшебное, что ни сокровище - то несметное.
Отчего в нашем сказочном мире все такое яркое? Отчего у нас и вода мокрее и небо синее чем в других местах? Отчего у тетки Перепилихи такие вкусные пироги? А у дядьки Маргариныча - крылья действуют вопреки всем законам механики?
Оттого, что есть в нашем мире то, чего не найдешь во всех прочих - источник волшебства, чудесное сердце мира - То, Чего Не Может Быть. Оно наполняет наш мир волшебством, незримо растворенной в воздухе субстанцией, делающей возможными все наши чудеса. Никому не ведомо, откуда взялось и как живет оно, где-то в земном нутре, наверное, в самой середке земли. Не поддается оно изучению, не любит оно этого, огорчается и прячется. Да.
А не странно ли, что говорю я о нем, о Том, Чего Не Может Быть, как о живом существе?
А так ведь оно и есть живое! И это совершенно точно. Живое! Оно все чувствует и понимает, и людей слышит, если ему того хочется. Очень любит оно, когда люди с ним общаются, по-хорошему да по доброму к нему обращаются, а если кто не верит в него, совсем забывает - огорчается. Мы, сказочные жители, нужны ему, также как и оно нам, поэтому оно себя нам и показывает. А то бы мы и не знали о том, что есть оно, То, Чего Не Может Быть, сказочное сердце мира.
Действительно, живет оно тихо и тайно в недрах земли и обычно никак себя не проявляет. Но раз в год просыпается и поднимается из глубин Светлого озера, в том самом месте, ну все то место знают, где еще колодец на воде выстроен. Пришлые из дальних краев люди бывало удивлялися - зачем это колодец, да на воде? А затем и колодец, что источник в этом месте есть, но не простой, не водяной, источник волшебства. И беречь его издревле нам заповедано. Недаром же бытует в наших краях присказка - не плюй в колодец! Понятное дело и в простой колодец плевать доброму человеку не следует, а уж тем более в сказочный. Особенно в те августовские дни, когда поднимается из озера То, Чего Не Может Быть. Приходит оно в мир посмотреть, что в сказочных землях деется, как люди и нелюди там живут и чем занимаются, как его чудеса в жизнь воплощают, да к какому делу применяют.
И бывает в нашей земле тогда великий праздник. Как пройдет по земле весть, что в мир пришло Чудо, всяк тридесятый житель, будь то человек или нечисть, и зверь лесной и чудо морское, все бросают свои дела и спешат к заповедному колодцу - увидеть своими глазами То, Чего Не Может Быть, себя показать о житье бытье своем рассказать, уверить Чудо, что волшебство его в сказочном мире всем нужно и необходимо.
И стар и млад, все, кому сказочность и волшебство дорого и нужно - все приходят тогда к заповедному колодцу с рассказом и докладом к чему они в жизни своей волшебство применяют да как используют. Иные подарки-рукоделья приносят, иные песни Чуду поют и сказки сказывают - уж кто на что горазд и какой талант имеет. А если и ничего не приносят, так все равно приходят, себя показать.
Чудо всем волшебным жителям радуется, и чем больше их, тем сильнее. Ведь если мы живем и множимся на этой земле, то и чудеса его вместе с нами расцветают. Очень это для нас необходимо, и всяк о том знает, что если, поднявшись из глубин, То, Чего Не Может Быть увидит пустое место, и ни одна душа живая не придет его встретить и про жизнь свою сказку рассказать, тотчас волшебство в нашем мире иссякнет, обидится Чудо, загрустит, и целый год, до следующего появления своего, будет спать в пучине, а у нас тем временем все будет скучно и уныло, потому как без волшебной его силы не сможет свершиться в мире никакое, даже самое малое, чудо.
а нашей земле бывало такое несчастье лишь однажды: при последнем царе Дадоне. Занималось тогда царство наше Тридесятое войною аж со всем соседями одновременно, и так были все этим делом заняты, что о Чуде позабыли. Поднималось Чудо чудное из пучин, да никто не пришел на берег, никто не сказал, что волшебство ему в жизни надобно. Увидело тогда То, Чего Не Может Быть, что не нужны людям ни чудеса чудесные, ни волшебства волшебные, ни дива дивные, и ушло опять под гладь водную, и иссякло на нашей земле волшебство. Не могли колдуны сотворить самого простого заклятия, и чудесные зелья не действовали. И не вырастали волшебные травы в наших лесах, и звери потеряли дар речи человеческой, и лесная нечисть вся со стыда попряталась, и волшебные вороны скрылись в небесных высях. И золотой петушок не запел на высоком шестке, скатерти-самобранки перестали потчевать яствами, гусли-самогуды замолкли, яблочко по тарелочке не катилося и волшебный горох не курчавился. И стала смерть напастью неминучей и неисправимою - ни живой водою, ни другим каким средством помочь было неможно. Так не было цельный год на земле тридесятой чудес, и было это самое скучное и темное время во всей нашей тридесятой истории.
На следующий же год пришли на берег к часу появления Чуда чудного все жители царства, до единого, и сказали речи пламенные, и спели песни проникновенные, и сплясали пляски задорные - все про то, что чудеса нам нужны как воздух, как вода, как солнышко. И возликовало То, Чего Не Может Быть, и разлилась опять по просторам нашим сила волшебная, и возродились, расцвели чудеса наши лучше прежнего. С той поры ни разу такового не было, чтоб тридесятые жители о чудесах позабыли - каждый год на берегу Светлого озера собирается и стар, и млад, и нечисть лесная, и звери дикие, всяк приходит на Чудо посмотреть, да рассказать ему про жизнь свою.
бычай так заведен: все тридесятые жители сбираются к озеру к часу появления Чуда чудного. Сход этот есть и дело великое, для всех единое, и праздник общий, всетридесятый. Тут действует вековой закон: никакому несогласию меж собравшимися быть не должно, все разлады, ежели между кем случаются, на время появления Того, Чего Не Может Быть, должны быть забыты, не может быть в ход пущено ни колдовство, ни другое какое вредительство. Бок о бок собираются на берег озера и поселяне, и нечисть, и разбойники, и волшебники, и звери с птицами - каждый, кто ходит по Тридесятой земле, сюда приходит без опаски.
Волхв, хранитель мира нашего, по традиции говорит приветственное слово и выкликает всех, кому чудеса нужны и дороги, выйти в круг да о том рассказать - и Чуду чудному, и всем собравшимся. Выходят в круг по веками установленному порядку: вначале силы природные да вороны волшебные, затем люди, потом нечисть лесная, водяная, полевая да болотная.
Выходят и поодиночке, и семьями, и группами - кто как задумает. Каждый сказывает о том, кто он да откуда, как живет и для чего ему в жизни чудеса надобны. И каждый старается, чтоб его рассказ интереснее и красочнее был: здесь и песни со стихами звучат, и пляски пляшутся, и разные сюрпризы готовятся, и диковинные дары приносятся. Такой рассказ каждым заранее приготавливается, придумывается, как себя показать, других перещеголять. Известно, что тем, кто особо ладно да красиво свой рассказ поведет, да тем, у кого он особо занимательным будет, достаются в дар от Того, Чего Не Может Быть волшебные огоньки-светляки, каковые означают, что Чуду рассказ приглянулся и сулят особое благоволение чудес в будущем году.
После того, как все, кто собрался, свои рассказы завершат - обращаются сотни глаз к волшебному колодцу-на-воде. Ежели То, Чего Не Может Быть уверилось в том, что чудеса людям нужны и необходимы - дает оно об этом знать, каждый год по-разному, но все равно каждому понятно. А это значит - сила волшебная в источнике не иссякнет, и весь следующий год будут жить чудеса на нашей земле, одно другого чудесней. Тут всех разом радость охватывает, берутся люди, как веками заведено, дружно за руки и ведут хоровод с традиционной песнею:
(скачать mp3-файл с мотивом песни (154 кб))
Вó-поле, во-пóле
Средь зелёна леса
Óй-люли, ой-люлú,
Средь зелёна леса.
Средь зелена леса
Озере на Светлом
Ой-люли, ой-люли,
Озере на Светлом
Озере на Светлом
Да стоит колодец
Ой-люли, ой-люли,
Да стоит колодец.
Не подходят девки,
Не берут водицы
Ой-люли, ой-люли,
Не берут водицы.
Не вода в колодце,
А волшебна сила,
Ой-люли, ой-люли,
Да волшебна сила.
Ту волшебну силу
Людям дарит Чудо,
Ой-люли, ой-люли,
Людям дарит Чудо.
Всяк сюда приходит,
Речь свою заводит,
Ой-люли, ой-люли,
Речь свою заводит.
Из теремов и изоб,
С мала до велика,
Ой-люли, ой-люли,
С мала до велика.
Даже выбредает
И нечиста сила,
Ой-люли, ой-люли,
И нечиста сила.
И звери из чащобы,
И птицы с поднебесья
Ой-люли, ой-люли,
И птицы с поднебесья.
Коли людям нужны
Волшебства и дивы,
Ой-люли, ой-люли,
Волшебства и дивы.
Радостно и ярко
Чудо расцветает,
Ой-люли, ой-люли,
Чудо расцветает.
Будет наше царство
Дивами богато,
Ой-люли, ой-люли,
Дивами богато.
На том и заканчивается праздник, и с заключительным словом Волхва всяк возвращается к своему дому: нечисть да звери лесные в дебри отправляются, поселяне - в селения, птицы небесные - в высокие выси. И всякий знает, что чудесней нашего царства нет на белом свете, и за каждым пнем у нас - дива дивные, и под каждой кочкой - чуда чудные.